Практика на курсе черно-белой пленочной фотографии

12 марта 2016 г. прошло второе занятие курса «Пленочная фотография», на этот раз полностью практическое. Всего собралось 8 человек.

Общение приветствуется на нашем форуме в соответствующей теме.

Вначале в студии были созданы растворы проявителя и закрепителя. Начали с закрепителя – кислый фиксаж, расфасованный по 2 пакетам, приготовили согласно рецепту на дистиллированной воде, соблюдая температурные требования. В итоге получилось 1 литр закрепителя, который оставили отстаиваться в темной бутылке. Затем проявитель – с ним оказалось все проще: использовался концентрат Родинал в пропорции к воде 1+25 (19 мл концентрата и 481 мл дистиллированной воды). В итоге получилось 0,5 литра закрепителя. Размешивали растворы стеклянными палочками, разными для фиксажа и проявителя. Оба раствора были оставлены на 2 часа в темной посуде с минимальным количеством воздуха под крышкой.

За помощь в покупке лабораторной посуды благодарим выпускницу нашей фотошколы Марину Княгининскую.

Практика по съемке портрета прошла в Майском парке Бежицкого района г. Брянска. С погодой повезло: 2…3 градуса тепла легкая облачность и, как следствие, нужный в данном виде съемки мягкий свет.

Съемка велась на черно-белую пленку Ilford Pan 100 35mm 36exp, заправленную в камеру Canon АЕ-1 Н. Орлова. Объективы – Canon 50 mm f1,8 и Canon 200 mm f4,0.

Была продемонстрирована работа с отражателем, фокусировочным экраном с клиньями Додена, двумя мануальными объективами.

По возвращении в студию нас ожидал самый важный и ответственный процесс – проявка пленки.

Для проявки было приготовлено 2 бачка – один для проявителя, второй – для закрепителя. Стоп-ванна не использовалась, но будет введена в процесс при следующих проявках с целью замедления старения фиксажа.

Заправлял пленку в бачок в полной темноте Н. Орлов. Эти три, пожалуй, самые ответственные минуты прошли практически в тишине, был слышен только шорох пленки. Затем свет включили и в бачок были залиты 450 мл проявителя. Периодически необходимо было прокручивать кассету с пленкой. В целом проявка проходила по следующему рецепту: пленка Ilford Pan 100; проявитель – Родинал в пропорции 1+25; температура раствора – 20 °С; время проявки – 10 мин.

Затем свет снова был выключен, и кассета с пленкой была перемещена в бачок с закрепителем, в котором провела следующие 10 минут.
Через минуты три стало видно, что пленка проявилась, причем достаточно хорошо.

Следующей операцией была пятнадцатиминутная промывка проточной водой из под крана и дистиллятом.

За следующую неделю до 19 марта планируем отсканировать в фотолабе проявленную пленку и заранее подготовить растворы проявителя и закрепителя для фотобумаги. Впереди – печать черно-белых фотографий форматом 10х15 см на фотобумаге Березка 160 ПЭ (полукартон). Была выбрана фотобумага, не требующая глянцевания, что значительно удобнее.

Спасибо всем, кто присутствовал, было очень интересно и волнительно, получится проявка на должном уровне или нет. Но все получилось, и заслуга в этом всецело принадлежит преподавателю курса Николаю Орлову!


В процессе ручной печати фотографий на 4-м занятии курса (подробнее...)

Результат пересъемки пленки на Sony αА7 + Индустар 61 ЛЗ МС 2,8/50 (реверсом)

Первый кадр на первую на курсе ч/б пленку. Фото Н. Орлова


Фото - Сергей Зятиков. Пленка Fujicolor C200. Камера - Canon EOS 50. Во время практики на курсе черно-белой пленочной фотографии.


Фото - Максим Шилин. Sony A7 + Samyang 85 f/1.4 и Vivitar Series 1 70-210mm F/3.5 VMC Macro