Фотографируем портрет

Начинающим фотографам, у которых не развита интуиция момента кадра, многое в портрете не удается. Чаще они схватывают мимолётное, случайное выражение лица. Обычно фотолюбитель ставит модель в центре кадра — скажите cheese! — и нажимает спуск затвора. Всё, портрет готов!

Теперь посмотрите на рисунок, иллюстрирующий закон трети и ответьте на вопрос: Где должен располагаться главный объект съёмки? Правильно, в фокальной точке. Просто сместите модель немного к краю кадра, так, чтобы один глаз модели попал в эту точку.

Внимательно посмотрите на окружение вашего объекта фотосъёмки, особенно на задний план – в кадре не должно быть ничего лишнего. Будьте внимательны, иначе может случиться весьма странная вещь: на фотографии вашего друга или подруги из головы вдруг вырастет телефонный столб, или вишневое дерево ? Кому понравится такой портрет?

А теперь, подумайте, какой объект в портретной фотосъёмке главный? Конечно же человек, скажите вы. Совершенно верно! Но если вы снимаете человека очень крупным планом, то он единственный объект в кадре. Получается, что второстепенных объектов нет. Поскольку перед нажатием кнопки затвора нам необходимо сфокусировать объектив на главном объекте съёмке – а в данном случае он у нас единственный…

В этом случае рекомендую мысленно разделить его на более мелкие объекты и выбрать наиболее значимый. Иногда это бывает довольно затруднительно. Поэтому, пока не наберётесь опыта, при портретной фотосъёмке всегда фокусируйтесь на глаза модели — ваш снимок только выиграет!

Сейчас самое время вспомнить, что такое приоритет диафрагмы и открыть диафрагму полностью, насколько это позволяет ваша фотокамера (например, f/2.8). Полностью открытая диафрагма подразумевает и минимальную глубину резкости, т.е. только объект съёмки (или даже его часть) будет чётким. Это хорошо заметно на классических фотоаппаратах с 35 мм фотоплёнкой.

Однако при съёмке большинством недорогих цифровых фотокамер такую глубину резкости получить затруднительно из-за маленького фокусного расстояния объектива. Но вы уже знаете, что на глубину резкости влияет и фокусное расстояние объектива (zoom). Поэтому переведите его на максимальное увеличение, но избегайте перехода в цифровое увеличение, т.к. вы однозначно проиграете в качестве снимка из-за низкого разрешения цифрового zoomа.

Честно говоря цифровой zoom — абсолютно бесполезная вещь, я его отключил сразу после приобретения камеры, и, поверьте, ни разу не включал.

Очень выразительно сфотографировать портрет можно разместив в кадре только лицо человека. Не бойтесь снимать лица на весь кадр (крупным планом), только делайте это обдуманно и размещайте снимаемый объект в кадре внимательно!

Если вы срезаете своей модели макушку или ухо, вы должны делать это сознательно, чтобы улучшить композицию кадра или предать что-то необычное в лице снимаемого человека.

Итак, для выразительного портрета нам необходимы, как минимум, три вещи:

  1. Главный объект съёмки (или его самая важная часть) в фокальной точке
  2. Чистый и красивый фон (фонарные столбы, торчащие из головы недопустимы!)
  3. Если фон не очень красивый — максимально открытая диафрагма

Выразительный портрет получается тогда, когда зрителя ничто
не отвлекает от главного объекта на фотографии — человека

Back To Top