Основы композиции в фотографии

Вспомните, пожалуйста, что вы ощущали, когда смотрели на мастерски снятый кадр? Чем фотография привлекла ваше внимание? Трудно ответить на этот вопрос, не так ли? А всё дело в том, что грамотно снятая фотография привлекает к себе ваше внимание на подсознательном уровне…

Давайте сейчас представим, что в кадре у нас только главный объект, скажем ваша подруга. В какой зоне фотоснимка должен находиться главный объект съёмки? В центре — это же ведь главный объект!

Вот тут уж извините, я с вами не соглашусь… Не буду сейчас вдаваться в подробности психологии восприятия мира человеком, скажу лишь, что композиция кадра это то, что может сделать фотографию заметной и красивой или наоборот непривлекательной и даже отвратительной.

Когда мы говорим о композиции кадра, мы подразумеваем
размещение и взаимное положение объектов в кадре.

Основной закон композиции в фотографии

Сейчас вы подумали: «Началось, этот тип будет нам рассказывать про золотое сечение… Скукотища…» Согласен — это довольно скучно. Скучно потому, что не очень понятно. Но оставим, правило золотого сечения для архитекторов и художников. Даже зная все его тонкости, вы никогда не успеете поймать кадр, как говорится «на лету». Обратимся к его упрощённому варианту, идеальному для фотографии.

Мысленно разделите экран вашего фотоаппарата на три горизонтальных и три вертикальных области как показано на рисунке. Ещё лучше, если в вашем цифровом фотоаппарате есть возможность включить отображение линий, делящих кадр на эти области (не беспокойтесь, на фотографии этих линий не будет).

Верхняя и нижняя горизонтальные линии показывают где в идеале должна проходить линия горизонта в независимости от того, снимаете вы пляж с облаками, или набежавшую волну, или ещё что-нибудь горизонтальное

Вертикальные линии используют для фото-съёмки вертикальных объектов, в том числе людей.

ПРАВИЛО ТРЕТÉЙ
располагайте главные объекты в кадре так, чтобы они находились
на линиях, делящих кадр на три равные части по вертикали и горизонтали

Вот и всё правило третей. Правда ведь просто?
Основное правило композиции в фотографии можно сформулировать ещё проще
— никогда не ставьте главный объект съёмки в центре кадра!

Точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий называются фокальными точками. В фокальные точки как раз и устремляется взгляд человека смотрящего на фотографию, причём происходит это подсознательно. Поэтому фокальная точка – идеальное место для расположения главного объекта съёмки.


 

Если вы фотографируете человека крупным планом, то постройте композицию так, чтобы в фокальной точке оказался его глаз.

А для того, чтобы фокусировка и дргие настройки фотоаппарата получились правильными используйте фотосъёмку с перекомпоновкой кадра, о которой рассказано в уроке фотографии №2


 

ОДНАКО, ни в коем случае не призываю вас следовать правилу третей до миллиметра. Всё зависит от конкретного замысла фотохудожника. Просто придерживайтесь фокальных точек при построении композиции, а если вам всё же очень хочется нарушить это правило — пожалуйста нарушайте, (правила для того и существуют, чтобы их нарушать :o)
НО, помните — уж если вы нарушаете правило третей, вы должны делать это осознанно и всегда точно знать, чего хотите добиться. Например, пейзаж с отражением в воде только выиграет, если линия сопряжения объекта и его отражения будет строго посередине кадра. Этим вы только подчеркнёте симметрию!

Подчеркните симметрию нарушая правила композиции!

Back To Top